Использование жанра короткого рассказа на занятиях по дисциплине «Литературный текст в обучении английскому языку». И.А. Дронова, канд. фил. наук, кафедра АЯЗ БГУ

В процессе обучения иностранному языку преподаватель сталкивается с постоянной проблемой выбора средств обучения с учетом стабильно меняющейся языковой ситуации. Располагая небольшим количеством часов, отведенным учебным планом на дисциплину, полагаем, наиболее адекватным средством обучения чтению является короткий рассказ. Во-первых, относительно небольшой объем позволяет учителю досконально разработать разнообразные упражнения, направленные на понимание прочитанного, а также упражнения, способствующие развитию монологической или диалогической речи, расширению словарного запаса. Во-вторых, короткий рассказ как литературная форма обязательно сохраняет сюжетную линию, что делает его структурно более удобным для использования в обучении говорению на базе прочитанного.

Как отмечается в зарубежной методической литературе, в процессе чтения на любом языке, лишь половина прочитанного понимается реципиентом благодаря узнаванию лексико-грамматических структур, остальная же информация воспринимается благодаря наличию общего кругозора, знания жанровых особенностей текста, использования языковой догадки, узнаванию в тексте слов, имеющих общее происхождение, интерпретации иллюстраций, заголовков и т.д.  [Swaffar, 2014].

Для обеспечения полного понимания прочитанного, преподавателю необходимо обеспечить наличие разнообразных упражнений, направленных на развитие всех видов чтения (просмотрового, ознакомительного, изучающего, поискового). Для занятий по упомянутой выше дисциплине преподавателями кафедры английского языка было разработано учебно-методическое пособие «EnjoyEnglish» —  сборник неадаптированных рассказов современных писателей на английском языке для студентов второго курса языкового вуза, содержащее методические рекомендации по работе с текстами.

Рассмотрим технологию работы с текстом на примере рассказа «Impersonating Elvis» [Nelson, 2005].

Предтекстовые задания имеют одной из задач моделирование фоновых знаний, достаточных для усвоения конкретного текста. КЗ на прогнозирование содержания читаемого может быть сформулирована следующим образом: Beforeyoureadthetextbelow, lookatthetitleofthestory. What do you think it is going to be about?  Послеэтогоучащимсяможнопредложитьпрочитатьпервоепредложениерассказа: How are your guesses changed after reading the first sentence? Способствовать расширению лингвострановедческой компетенции будут предложенные в конце рассказа примечания:

* Junior High – High Schools are usually 4-year schools, their grade levels are designated freshmen (9th grade), sophomore (10th grade), junior (11th grade), senior (12th grade).

**Quarterback- an offensive (attacking) back in football who usually lines up behind the center, calls the signals and directs the offensive play of the team.

Собственно текстовые задания могут быть сформулированы следующим образом:

Task 1

When reading the story, pay attention to the pronunciation of the following words. See if you know how to translate them.

Elvis Presley, Wallaach Chuckie, Manufacturing Plant, pompadour, executive, assassin, bouquet, indelicacy, syndrome.

Task 2

Look through the text and find English equivalents for the words and word combinations get ready to make sentences, using them at class session.

Случается не так, как надо; в любом случае; школа бухгалтеров; именно тот, кто; в вкратце; радиоприемник, заканчивать, ставить себе в заслугу, солировать, спеть партию, мурлыкающий, невнятный, обрисовать дело, младший менеджер, отрезать ногу, показаться кем-то, возглавить, обитые металлические сидения, выйти из бизнеса, болеть за кого-либо, подбадривать, жалкая пародия на мужчину, внести в жизнь, накопиться, черная краска; записаться, как обычно; серия убийств, набраться смелости.

В целях экономии времени, учащимся предлагается выполнять эти упражнения дома в письменной форме в процессе чтения, что позволит расширить их вокабуляр. При необходимости можно предложить обучающимся выписывать предложения, содержащие активную грамматику и осуществить их филологический анализ: определить грамматическую форму, актуализированное значение, что будет способствовать лучшему пониманию прочитанного.

На послетекстовом этапе для проверки понимания прочитанного можно предложить следующие упражнения:

I.        Choose what is meant by the following sentences or phrases:

1.       Even in junior high I’d been too much of a gentleman for something like that to happen.

a)       The author was too shy to do anything.

b)       The author was too well-bred for this to happen.

c)       The author was a gentleman since Junior High.

2.       Chuck always got the babes…

a)       He always had babies.

b)       He got what he wanted.

c)       He was very popular with the girls.

3.       It’s more than just kid-sized padded metal seats, metaline yellow paint and oversized amber/red flashers…

a)       The padded metal seats are more than of a kid-size.

b)       To get a good school bus one should use more kid-sized padded metal seats, metaline yellow paint and oversized amber/red flashers.

c)       To produce a good school bus one should have some useful inventions in its construction.

4.       …I’ve practically been running the whole shebang for him.

a)       The author was responsible to solve every single problem in the company.

b)       The author had to work harder than usual.

c)       The author became the president of the company.

5.       … third runner up in the Battle of the Elvis Look-Alikes.

a)       Chuck took the third place in the contest.

b)       He was one of the three Elvises who took part in the competition.

c)       Chuckie Walaah was the third to take part in the contest.

II.      State which of the written below is true:

1.       The author failed to marry Carol.

2.       Chuckie Walaah sang a beefy type lead at Stimson High Musical all the time.

3.       Chuckie became the class president because he was adored by everyone.

4.       The author was appointed to head up the Inventory Department of Walaah bus because he had a talent with numbers.

5.       Chuckie’s performance as Elvis at that year company picnic was a real success.

6.       The author wanted to take part in the Elvis Look-Alike Contest.

7.       The author wanted to kill Chuckie, which he did.

III.     Answer the following  questions:

1.       Who are the main characters of the story?

2.       Who is Carol?

3.       How does the author explain the fact that Chuckie was quite popular at his school?

4.       What did the author do after High School?

5.       What made him come back to his native town?

6.       Where did he start to work? Why?

7.       What kind of folly was Chuckie known to have? How does the narrator treat his popularity as a singer?

8.       What prompted the narrator to work out a plan and what kind of plan did the author have?

9.       Did he fulfill his plan? Who did he kill?

10.     Has anything changed in his life?

11.     How do you think the author treated Chuckie? Prove your ideas by sentences from the text.

Деление текста на основные части, обсуждение плана рассказа или самостоятельное его составление, выбор ключевых слов / словосочетаний, наиболее полно передающих его основное содержание также используется для проверки полного понимания прочитанного.

При обучении интерпретации текста можно предложить учащимся следующую задачу (S — студент):

I.     Work in groups of three:

  • SA –puts down what you have discussed in the table,
  • SB – gets ready to report about your group work results to another team,
  • SC – checks if everything is written correctly in the table.

Team task: Analyze the main characters, filling in the table below. Tick the traits of the character that you think describe the people best of all and justify by quotations from the text. Share your ideas with other groups, discuss them at class. Make additions to the table, if you think it is necessary.

Chuckie Walaah The narrator
tick Trait of character Quotation tick Trait of character Quotation
trustworthy cautious
unreliable miserable
joyful despairing
sober unfair
immature firm
lucky envious
———— ————

 

Способствовать развитию умений интерпретации могут задания типа What is your opinion of the story? What did the author want to show to the readers?

В следующих заданиях разобранный текст выступает в качестве средства для обучения говорению, для чего учащимся предлагается ЛСС для его пересказа cключевыми словами, которые обсуждались при составлении плана [Оплачко, 2008: 127].

Новая система учета успеваемости студента (БРС), к сожалению, не дает возможности учителю оптимизировать процесс обучения на паре путем использования какой-либо другой формы контроля, кроме индивидуальной. Согласно новым требованиям, каждый студент должен получить свои баллы, что требует от преподавателя контроля и оценивания в индивидуальном порядке.   Соответственно, на достаточно детальное изучение небольшого текста с выходом в говорение уходит в целом 4 часа аудиторного времени.

Таким образом, короткий рассказ, с одной стороны, позволяет развивать все виды чтения, с другой – является самым оптимальным средством для обучения говорению.

Список использованной литературы:

  1. Swaffar,  J. Foreign Language Teaching Methods: Reading [Electronic resource]. http://coerll.utexas.edu/methods/modules/reading/ (21.04.2014)
  2. Nelson, P. Impersonating Elvis [Electronic resource]. — http://www.eastoftheweb.com/short-stories/UBooks/ImpeElvi.shtml
  3. Enjoy reading. Short stories of the modern writers: учебно-методическое пособие для студентов специальности 031001.65 Филология / И. А. Оплачко, Н. А. Янькова ; Федер. агентство по образованию, Бурят. гос. ун-т. — Улан-Удэ : Изд-во Бурят. ун-та, 2008. — 102 с.

Добавить комментарий