Языковые средства передачи комического в современной англоязычной литературе (на материале романа Зэди Смит «Белые зубы»). К.И. Сбитнева (рук. Е.П. Чернобровкина)

      В настоящее время возрастает интерес к языку произведений современных авторов, к функционированию комического в литературе. Как известно, тема комического остается недостаточно изведанной и нераскрытой. Комическое — одна из самых сложных и разноплановых категорий эстетики. Существует целый ряд общепринятых определений понятию «комическое», которые, так или иначе, перекликаются друг с другом. Определение понятия «комическое» рассматривалась как авторами античности, так и писателей последующих веков вплоть до наших дней.  Следовательно, понятие комического актуально и в настоящее время. Во всех концепциях комического, можно выделить два основополагающих мотива, это – мотив противоречия (контраста, нелепости, безрассудства, бессмыслицы, перехода в противоположность и тд) и сопутствующий ему мотив игры.

В романе Зэди  Смит «Белые зубы» мы придерживаемся определения понятия «комического», которое было дано Н.Г. Чернышевским. Н.Г. Чернышевский усматривает сущность комического в перевесе образа над идеей, а сущность его противоположности – возвышенного – в перевесе идеи над формой. Чернышевский считает, что это не совсем так. Форма без идеи ничтожна, нелепа, безобразна. Безобразие – начало и сущность комического. Правда, безобразие является и в возвышенном, и в трагическом, как высшей форме возвышенного, но в этом случае, оно выступает в качестве страшного и ужасного. Комическое безобразие не ужасно, оно вызывает насмешку над своей нелепостью. Нелепым оно становится тогда, когда «усиливается казаться прекрасным». Однако это притязание остается безуспешным и вызывает смех. Так Чернышевский раскрывает смысл определения сущности комического: комическое есть «внутренняя пустота и ничтожность, прикрывающаяся внешностью, имеющею притязание на содержание и реальное значение» [Чернышевский, 1978: 94]. Связывая комическое с безобразным и безвредным, Чернышевский остается в рамках традиционного рассмотрения комического, берущего свое начало в «Поэтике» Аристотеля. Но он делает акцент на социально безобразном, ибо истинная область комического – это человеческая жизнь, общество. Все, что в жизни человека неудачно, неуместно, все это является предметом комического. Глупость во многих случаях — главный источник нелепого, а значит и комического. Такова достаточно цельная и последовательная концепция Чернышевского.

Как было сказано выше, в современной художественной литературе изучению комического уделяется неоправданно мало внимания. Проблема изучения комического и средств его выражения заслуживает постоянного изучения в современной художественной литературе. Проблема наличия в языке системы средств, использующихся исключительно в целях создания комического эффекта, остается открытой. Стилистическими средствами языка, по И.Р.Гальперину, являются фонетические, лексические, синтаксические и лексико – синтаксические средства, которые существуют в системе языка для логического и/или эмоционального усиления высказывания. Фонетические средства характерны для поэзии, а с помощью разнообразия лексических средств языка писатели реализуют огромный потенциал словарного запаса английского языка, используя богатые возможности экспрессии разнообразных тропов. Также, большим потенциалом выразительности обладают синтаксические и лексико — синтаксические средства.

Стилистические средства охватывают все языковые средства языка, они идентичны со средствами, используемыми в лирических, эпических и драматических произведениях. Однако основной задачей мастера комизма является использование языковых средств в комическом плане. Мастер сатиры, создатель юмора должен уметь придавать используемым средствам сатирическую или юмористическую окраску, выбирать те единицы, которые в самом языке имеют комическое качество.

Зэди Смит (27 октября 1975 года) — английская писательница. «Белые зубы» — это один из самых ярких и успешных дебютных романов З.Смит, с блестящим комическим повествованием, вышедший в 2001 году. Он был назван «первой литературной сенсацией нового тысячелетия». Роман «Белые зубы» был удостоен нескольких премий, в частности премии «Коста».

Название романа «Белые зубы» необычно, звучит как метафора, удивительно полезная. Африканцы могут быть замечены в темноте из-за их белых зубов. У всех людей белые зубы, безотносительно цвета кожи. Мы можем разрушить зубы неправильным уходом и пренебречь или потерять их в несчастных случаях, но когда мы начинаем наши жизни, белые зубы объединяют нас всех. Кроме того, у них есть корни и нервы, идущие глубоко в корни через корневые каналы, которые все мы имеем, нравится нам это или нет, также это ведет к нашему собственному прошлому. Зубы могут расшататься, выпасть или сломаться, также как и семейные споры и идеологические разногласия могут разрушаться. Название романа напрямую связано с сюжетом. Сюжет романа соткан из множества тем, умело переплетенных между собой. Мы погружаемся в пучину отношений и взаимосвязей трех семей и в приключение одной необычной мыши. Также, одну из героинь романа, З.Смит наделила многими автобиографическими чертами. З. Смит пишет о серьезном, однако именно через призму комизма темы миграции, поиска смысла жизни, нереализованность в чужой стране, и тема отцов и детей воспринимаются гораздо проще.

В романе «Белые зубы» достаточное количество нелепых, забавных ситуаций, в которых четко выражен комический эффект. Использование лексических, синтаксических и лексико — синтаксических средств языка способствуют усилению эмоциональной, оценочной окраски речи. В романе «Белые зубы», комический эффект выражается через языковые средства, на основании этого, язык становится исключительным, что подчеркивает уникальный стиль автора. Для того чтобы определить частотность языковых средств и приемов, мы произвели количественный анализ и составили диаграмму языковых средств выражения комического на уровне сюжета. Всего было выявлено 150 примеров, а именно (рис. 1):

Рис.1

Исходя из диаграммы, мы видим, что на уровне сюжета доминирующими средствами языка, выражающими комическое, являются лексические, а именно эпитеты, сравнения, метафоры, парадокс и ирония. На уровне сюжета, автор использует эпитеты для эмоциональной окраски комичных ситуаций, а метафоры для образной интерпретации описываемых явлений. Например: …naming seems to her a fearful responsibility, a god-like task for a mere mortal [15:75]. Клара выбирает имя более осмотрительно. Автор использует эпитет «afearfulresponsibility»  чтобы показать насколько это серьезно, что данное родителями имя влияет на судьбу человека. В наше время, многие будущие родители не задумываются об этом, поэтому такой фактор может вызвать улыбку. Например: On the Richter scale, then, Clara made only the tiniest of rumbles [8:54]. З. Смит использует метафору «TheRichterscale» для того, чтобы показать как сильно Клара и Арчи поссорились, измеряя магнитуду ссоры. Комичность заключается в нелепом поводе для ссоры. Ведь ссора произошла из-за гардеробной вешалки. Сравнение является сильным средством характеристики явлений действительности, а также способствует раскрытию авторского мироощущения. Например: Caught my eye, you might say, said Archie, still beaming like a mad man [9:20]. В этом предложении, З.Смит употребляет сравнение, она сравнивает Арчи с сумасшедшим, безумным человеком.  Хозяин вечеринки Мерлин был удивлен визиту Арчи. Объявление, которое они повесили, было некой шуткой. Арчи был единственным человеком, который откликнулся на него и приехал. Например: Самад работал официантом в ресторане, чтобы обеспечивать свою семью и жилье, ему приходилось работать сутками, таким образом, в ресторане он проводил все свое время. daylightwasasrareasadecenttip [15:55]. В данном предложении, мы можем увидеть сравнение. Дневной свет сравнивается схорошими чаевыми, которые Самад, к сожалению, никогда не получал.

Ирония вызывает юмористическое отношение к сообщаемым фактам и явлениям, в романе З.Смит «Белые зубы» ирония является результатом неоправданного ожидания, столкновения положительных и отрицательных ситуаций. Например: Suicide can’t be put on a list of Things to Do in between cleaning the grill pan and leveling the sofa leg with a brick. It is the decision not to do, to un-do; a kiss blown at oblivion [10:11]. Арчи начал понимать свои ошибки. Автор подходит к озарению Арчи с иронией.  Арчи понял, что покончить с собой это грех, не каждый решиться на такой ужасный поступок. Самоубийство требует мужество. Оно для героев и мучеников, по-настоящему тщеславных. Но Арчи – не герой и не мученик.

Также в сюжете романа можно увидеть парадокс, заключающий в себя различные высказывания, которые противоречат здравому смыслу. Парадоксоблекаетсявостроумнуюформуиобретаеткомическийэффект. Например: The way Archie saw it, country people should die in the country and city people should die in the city [25:3]. Поступок Арчи кажется смешным абсолютно всем. На самом деле, Арчи не хотел умирать, это становится понятно, начиная, где и как он хотел это сделать. На показ, а это смешно. Комический эффект выражается в высказывании Арчи, которое расходится с общепринятым, это и несет в себе парадокс. Ведь неважно, откуда человек, смерть может застать в любом месте. Высказывание Арчи является нелепым.

Для сюжета характерно использование лексических средств языка, потому что именно они в полной мере отражают, раскрывают суть комического в той или иной ситуации. Также использование автором лексических средств передачи комического помогает читателю легче воспринимать непростые человеческие взаимоотношения, взаимоотношения разных культур, разных религий и поколений.

Также мы рассмотрели языковые средства выражения комического на уровне персонажа в романе Зэди Смит «Белые зубы». Нами был представлен анализ трех семей, судьбы которых связаны друг с другом. Комический эффект на уровне персонажа возникает в поступках и поведении героев, в проявлении чувств и эмоций. Также З. Смит акцентирует внимание на внешности героев, подчеркивая нелепые черты и недостатки. Внешность героев в романе Зэди Смит «Белые зубы» нелепа и безобразна, но при всех своих недостатках, некоторые герои позиционируют свою внешность с нечто прекрасным. Героями романа «Белые зубы» выступают три семьи (рис. 2):

 

Джонс                                            Икбал                                        Чалфены

Арчибальд + Клара                Самад + Алсана                        Джойс + Маркус

Джошуа

Бенджамин

Джек

Оскар

Миллат
Маджид
Айри

                                                                                                         

 

 

 

 

 

 

Рис. 2

Для того чтобы определить частотность средств и приемов, мы обратились к количественному анализу и составили диаграмму языковых средств выражения комического на уровне персонажа. Всего было выявлено  116 примеров, а именно (рис. 3.):

 

 

Рис. 3

Из чего можно сделать вывод, что на уровне персонажа доминирующими средствами являются лексические, такие как: сравнения, эпитеты, ирония и метафоры. З.Смит употребляет сравнения на уровне персонажа для сопоставления различных отличий, преимуществ и недостатков всех героев романа «Белые зубы». Более того, сходство, обычно усматривается в тех чертах, которые не являются характерными для обоих сравниваемых предметов (явлений), а лишь для одного из членов сравнения. В этом и возникает комический эффект. Например: It was like a club-foot, or a disfiguring mole. It was like nose hair. People looked away. No one really wanted to know [12:14]. АрчисосвоимлучшимдругомСамадомбылинавойне. К сожалению, у Арчи застрял в ноге осколок, он рассказывал о своей боевой ране, но никто не хотел слушать. Автор сравнивает рану с уродливой родинкой, с волосами в носу. Это было нечто ужасное, безобразное, в чем люди находили комизм. …her husbandbrow furrowed and shortened like an accordion» [2:49]. Автор сравнивает Арчи со старым морщинистым аккордеоном.

Эпитет, как выразительное средство, основывается на выделении качеств описываемого героя. Автор вкладывает эмотивную и экспрессивную коннотацию, благодаря которой мы можем увидеть отношения автора к героям. Например: «mountainouscurves»; «buckteeth»; «thickmetalretainer» [21:268]. З. Смит подчеркивает нелепость в фигуре Айри, в этой нелепости и заключается комизм. Более того, Айри преследовала мысль о собственном уродстве, неправильности. Этот момент ярко выражен эпитетами. Также для описания внешности, поведения, поступков персонажей, З.Смит использует иронию, которая выражает насмешку, когда высказывание героя обретает в контексте речи значение, противоположное буквальному смыслу или отрицающее его, ставящее под сомнение. Например: You have picked up the wrong life in the cloakroom and you must return it [13:13]. Арчи был на грани. Когда Самад узнал о том, что Арчи собирался покончить жизнь самоубийством, он иронично к этому отнесся, и посоветовал поменять отношение к жизни. Метафора является одним из средств создания комического эффекта и образного отображения действий героев. Например: asheerquantityofnegativevibes. [9:19]. Арчи был одет в вельветовый костюм, который был настолько ужасный, что раздражал всех. Все кто видел Арчи в этом костюме, готовы были упасть в обморок. З. Смит подчеркивает забавный, нелепый внешний вид Арчи с помощью метафоры.

Следовательно, при анализе языковых средств выражения комического на уровнях сюжета и персонажа, было выявлено 266 примеров. Важно отметить, что в обоих случаях преобладают лексические средства языка. Зэди Смит использовала достаточное количество лексических средств, потому что они являются наиболее эффективным средством передачи комического в романе. Употребление лексических средств дает возможность автору передать все так, как он видит и представляет. З. Смит вкладывает комическое в ту или иную ситуацию для пользы читателя, для понимания сложных ситуаций в жизни. Она не высмеивает своих героев, наоборот, через комическое она превозносит их, ведь человек умеющий посмеяться над собой является сильным человеком. Получается, что умение посмеяться над собой – это показатель здоровой личности и правильного отношения к окружающему миру.

Обилие лексических средств выражения комического подтверждает заинтересованность использования комизма в литературе, речи и культуре общества, именно через призму комизма, серьезные темы воспринимаются проще. Такой фактор подтверждает всю необходимость и актуальность использования комизма в современной литературе.

Добавить комментарий