Художественный образ музыки в произведениях современных англоязычных писателей (опыт интерпретации). Т.Ю. Марушкина (рук. В.С.Макрова)

The article is devoted to the study of the image of music and its role in the novels by modern British and American writers. Music is viewed as independent image of literature and as means of reflecting the trades of the character of the personages of the studied novels.

Ни одно искусство не обладает столь мощным зарядом эмоций, как музыка. Музыка, не говоря ни слова, одним сочетанием звуков способна вызвать у слушателей любые переживания. Как утверждал французский писатель и учёный-музыковед Ромен Роллан, музыка овладевает нашими чувствами прежде, чем её постигает разум.

Музыка  тесно связана с разными видами искусства, и, в частности, с литературой. Однако язык музыки не обладает конкретностью, а слово проигрывает в соревновании со своим другом – соперником в передаче эмоций. Именно поэтому между словом и музыкой издавна существует стремление слиться в едином произведении. Музыка окрыляет слово, делает его более взволнованным, а слово придает музыке большую определенность.

Наше исследование нацелено на решение нескольких задач, одной из которых является рассмотрение понятия «художественный образ». Но, прежде всего, необходимо определить, что такое образ вообще. Наиболее полное и исчерпывающее разъяснение и раскрытие понятия образа даёт в своих трудах советский литературовед-теоретик Геннадий Николаевич Поспелов. Он отмечает, что слово «образ» — это всякое отражение жизни в сознании людей, всякое её «отображение». [Поспелов, 2006: 34] Эти образы лишены эмоциональной выразительности, их главная ценность в объективности. Здесь важно подчеркнуть, что учёные разных областей знаний объединены одним принципом — они не имеют права придумывать иллюстрации к своим обобщениям, создавая их в своём воображении, преувеличивать и усиливать  с помощью своей фантазии. Они должны исходить из фактов реальной жизни и точно воспроизводить их.

Но в отличие от иллюстративных и фактографических образов, образы искусства всегда являются созданием творческой мысли и воображения художника. У них своё специфическое назначение и свои особенности. Такие образы носят название — художественные.  Понятие художественного образа раскрывает в своей работе «Эстетика» современный российский литератор, критик, прозаик, доктор филологических наук Борев Юрий  Борисович. Он отмечает, что художественный образ — это форма мышления в искусстве. «Это иносказательная, метафорическая мысль, раскрывающая одно явление через другое. Художник как бы сталкивает явления друг с другом и высекает искры, освещающие жизнь новым светом». [Бореев, 2002: 72]

Мы будем придерживаться определения, которое даётся в электронной энциклопедии «Википедия», потому что, по нашему мнению, данное определение является наиболее обобщённым и не противоречит теории литературоведения. Итак, художественный образ – это всеобщая  категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определенного эстетического идеала, творчески воссозданного в художественном произведении [URL:http://ru.wikipedia.org/wiki/Художественный_образ]

Одной из разновидностью образа художественного является музыкально-художественный образ. Итак, по-нашему мнению, музыкально-художественный образ – это художественный образ, который формируется благодаря совместной деятельности автора и читателя, посредством художественного мышления, восприятия, как психического процесса отражения явлений при воздействии на органы чувств в процессе целенаправленной и осмысленной обработки музыкального художественного образа, также  через субъективный анализ изображаемого в произведении, мысленное представление элементов музыкального образа данного произведения, оценивание музыки.

Хотелось бы отметить, что музыка, этот непосредственный язык души, хоть и может выразить многое, но ее возможности ограничены, как не беспредельны горизонты любого вида искусства, взятого по отдельности. Важной особенностью музыки является то, что при всей своей эмоциональности она лишена конкретности, досказанности, и для того, чтобы увидеть что-то в ее звучаниях, надо прибегнуть к помощи фантазии. Мы считаем, что именно поэтому музыка, чтобы обрести большую наглядность и действенность, часто вступает в союз с другими искусствами, в частности, с литературой. В доказательство наших слов, мы бы хотели процитировать Стефана Малларме – теоретика символизма, который рассуждает об этом следующим образом: «…Одна возможность остается у нас всегда – возможность уловить связи между явлениями; сетка этих связей может оказаться редкой или густой – в зависимости от нашего внутреннего состояния, от нашего желания по собственному произволу распластать, упростить мир.

В нашем исследовании мы обращаемся к художественному образу музыки, который создаётся с целью наиболее полного раскрытия описываемого явления действительности, а главное-для максимально полного освоения худ мира литературного произведения.

Одним из романов, который послужил материалом для нашего исследования, является произведение  «Grace  Notes» . Автор романа Бернард МакЛоверти — современный английский писатель, который родился 14 сентября 1942 в городе Белфаст в Северной Ирландии. В 1975 году он переехал со своей семьёй в самый населенный после Лондона город  Великобритании Глазгоу и до сих пор живёт и работает там. [URL: http://www.bernardmaclaverty.com]

Роман «Grace Notes», который был написан в 1997, был включён в список обладателей «The Man Booker Prizefor Fiction», также известной как  «The Booker Prize» (Букеровская премия) — одной из самых престижных наград в мире английской литературы. Уже само выдвижение на такую премию считается свидетельством несомненных достоинств книги, недаром ее называют книжным «Оскаром». Цель премии не только в том, чтобы назвать лучшую книгу года, но и в том, чтобы увенчать заслуги, повысить статус автора в глазах публики и увеличить продажу книги [URL: http://www.themanbookerprize.com/].

Главная героиня романа Бернарда МакЛовэрти Catherine McKenna (Кэтрин Маккена), являясь профессиональным музыкантом, композитором, очень тонко чувствует мир и людей, окружающих её.  Интересно то, что повествование ведётся от лица автора, но активно используется несобственно прямая речь, что и помогает нам увидеть, как буквально каждое событие своей нелёгкой жизни Кэтрин сопровождает воспоминаниями и ассоциациями с музыкой: сложные отношения с родителями, пятилетняя разлука с родиной, воспоминания о детстве, о первых знакомствах с миром музыки, разрыв отношений с любимым, отцом их дочери Анны, затяжное депрессивное состояние.

Музыкальный слух Кэтрин обращает внимание на, казалось бы, ничем не примечательный звук  двигателя, что отражает такую черту образа, как типизация, так как изображаемое явление получает гиперболическое выражение в индивидуальных чертах:

«The engine note changed, went up an octave…, the engine note almost a scream». [Цит. По кн.: Maclaverty Bernard. Grace Notes. – UK: Vintage, 1998. – С.6];

Процесс родов Кэтрин также ассоциирует с нелёгким процессом сочинения музыки, что определяет образ Музыки, как эмоциональный, неся в себе огромный заряд мыслей героини, её чувств:

«It was a bit like composing music, really, parading the personal as they all stood at the bottom looking at the pain which was now cracking her open and which was responsible for yelling so that a nurse who seemed to be orchestrating whole thing». [Указ. соч. С. 161]

С музыкой  победной, торжественной ассоциируется состояние Кэтрин после родов:

«All the voices she could hear were singing her praises. Alleluia, alleluia from church». [Указ. соч. С. 163]

Важно отметить, что с Кэтрин всегда была её верная подруга-музыка, которая не покидала её, когда, казалось все отвернулись, она помогла Кэтрин вырваться из подавляющего её черного круга кажущейся безвыходности , показала, что Кэтрин ещё полна вдохновения, новых идей, у нее есть любящая близкая подруга Лиз, маленькая дочка Анна.

Кроме того, образы музыки в данном произведении, которые мы воссоздаём вместе с Кэтрин, заставляют читателя воспринимать их как живые существа, олицетворяя музыкальные образы, ассоциируя их с чем-то, имеющим физическую оболочку:

«Sonnets were still being written. She feels she is carrying this rhythm within her, she is pregnant with it -  the way she sometimes carries her creativity with such care». [Указ. соч. С.134]

Здесь музыкально-художественный образ выступает самодовлеющим средством выражения содержания литературного произведения, так интересно изображение музыкальных инструментов, каждый из которых выступает как солист и не хочет уступать лидерство другому инструменту, что мы наблюдаем в заключительной части произведения:

«The strings begin to converge and insist on the one note. …the strings try again but darken. … the blackness of her depression startles her». [Указ. соч. С. 271]

«The vault throbbing with the echoes of huge drums. The orchestra is angry». [Указ. соч. С. 272]

«Eventually, after an intense struggle, the orchestra falls away section by section until only the drums are left pulsing. It remains her of  the candle flames snuffing out beneath the invisible tide of gas». [Указ. соч. С. 272]

«When the drums stopped the only thing that remained was a feeling of depression and darkness». [Указ. соч. С. 273]

Кульминацию раскрытия образа музыки в данном литературном произведении мы наблюдаем в заключительной части, когда на сцене Henry Wood Hall состоится премьера  «Vernicle» (Спас Нерукотворный) — главной композиции, пика творчества Кэтрин. Данная работа является для нашей героини своеобразным дневником, где она смогла отразить написать все главные моменты жизни. Как уточняет сам автор:

«The music is simple. A simple idea, the way life is simple – a woman produces an egg and receives a man`s seed… and grows a baby and brings another person into the world. Utterly simple. Or so amazingly complex that it cannot be understood». [Указ. соч. С.270]

Здесь же Кэтрин определяет главную способность Музыки: «The ability unique to music to say two or more things». [Указ. соч. С. 275]

Мы можем смело утверждать, что образ Музыки в данном произведении индивидуален, так как он является уникальной формой изображения и передачи того или иного явления действительности, переработанного творческой фантазией автора, заключающего в себе  его отношение к изображаемому музыкальному-художественному образу, а также всё богатство личности автора. Индивидуальный музыкальный-художественный образ неповторим, принципиально оригинален. Роме того, образ музыки несёт в себе символичность, так как он отражает определенные явление и реальные детали, через образ музыки автор изображает внутренний мир Кэтрин, её мысли, воспоминания, реальные и воображаемые картины жизни.

Образ музыки интертекстуален и тем самым приобретает категорию образа-мотива, так как он присутствует в контексте творчества нескольких писателей. Это мы наблюдаем в произведении «Ragtime» (1975)  современного американского писателя, лауреата многих профессиональных премий  EdgarLawrenceDoctorow (EdgarLawrenceDoctorow, родился 6 января 1931, Нью-Йорк, США).

Главным героем романа является Колхаус Вокэ (CoalhouseWalker) – афро-американец, пианист:

«He was a professional pianist and was now more or less permanently located in New York, having secured a job with the Jim Europe Clef Club Orchestra, a well-known ensemble that gave regular concerts at the Manhattan Casino on 155th Street and Eights Avenue». [Doctorow Edgar. Ragtime. [сайт]: URL: http://fb2lib.net.ru/book/166985]

В данном произведении образ музыки очень ярко раскрывается в сцене, когда Колхаус приходит в дом, где живёт семья, приютившая  его возлюбленную девушку Сару и их малолетнего ребёнка.

Важно подчеркнуть что, как известно, рэгтайм – это жанр афро-американской музыки, особенно популярный в начале ХХ века. Важно то, что это своеобразная танцевальная форма, имеющая маршевый ритм, мелодическая линия которой сильно синкопирована, то есть акцент в музыке смещается с  сильной ноты на слабую. Интересно то, что автор смог придать своему произведению ощущение движения такой мелодической линии, имитируя движения танца через синтаксис текста, который мы ощущаем как в самом начале отрывка, так и во всём романе.  Например, если мы обратим внимание на соотношение параллельных конструкций,  коротких и длинных предложений, мы увидим, что такое чередование отражает ритм синкопы: «… he turned the car around at the corner and came back. Pulling up before the boy, he idled his throttle and beckoned with a gloved hand. He was a Negro. His car shone». «The boy realized he meant the woman in the attic. She`s here».

Пианист даёт небольшой концерт, демонстрируя два произведения «The Maple Leaf» , «Wall Street Rag» композитора Скотта Джоплина (Scott Joplin):

«Small clear chords hung in the air like flowers. The melodies were like bouquets. There seemed to be no other possibilities for life than those delineated by the music. … the clusters of syncopating chords and the thumping octaves. This was a most robust composition, a vigorous music that roused the senses and never stood still a moment». [URL: http://fb2lib.net.ru/book/166985]

В этих строках, которые представляют расширенную метафору, автор использует эпитеты, сравнения, метафору, гиперболу как выразительные средства языка для передачи образа музыки, её глубины, красоты и силы воздействия на слушателя, что определяет музыкальный образ, как индивидуальный и эмоционально выразительный.  Кроме того, образ  музыки персонифицируется и предстает перед читателем уникальным созданием:

«There seemed to be no other possibilities for life than those delineated by the music».

Музыка вызвала интерес у всех членов семьи. Она как нечто манящее, гипнотизирующее повела их за собой и заставила познакомиться с чёрным музыкантом, так прекрасно исполнившим произведение:

«When the piece was over Coalhouse Walker turned on the stool and found in his audience the entire family: Mother, Father, the boy, Grandfather and Mother`s Young Brother».

Прослушав эти произведения, мы не можем не согласиться и не признать того, что такая музыка действительно замечательная, завораживающая, она живёт, не останавливаясь ни на минуту, и вдохновляет слушателей своей красотой, передаёт им свою энергетику:

«The pianist sat at  the keyboard, his hands … seemingly with producing the clusters of syncopating chords and the thumping octaves .This was a most robust composition, a vigorous music that roused the senses and never stood still a moment ».

В дальнейшем образ музыки как бы ещё более оживает и персонифицируется, уподобляясь живому существу, способному двигаться, перемещаться по дому и даже подниматься по лестнице:

«The music filled the stairwell to the third floor where the mute and unforgiving Sarah sat with her hands folded and listened with the door open». [URL: http://fb2lib.net.ru/book/166985]

Музыка словно гипнотизирует слушателей:

«Everyone applauded, everyone was standing, he turned abruptly and walked through the hall to the kitchen. The family followed him». [URL: http://fb2lib.net.ru/book/166985]

Важно то, что  здесь музыка становится своеобразным мостиком, который  воссоединяет пианиста и его любимому после драматического расставания, а также членов семьи, принявшей девушку в трудную минуту. Музыка помогла героям преодолеть все препятствия, трудности, обиды и огорчения, доказав, что они достойны быть вместе.

В нашем дальнейшем исследовании мы обращаем внимание и на иное содержание и выражение образа музыки, которое представлено в произведении Anthony Burgess  «A Clockwork Orange».

Джон Энтони Бёрджесс Уилсон (25 февраля 1917, Манчестер — 22 ноября 1993, Лондон) английский писатель и литературовед, он занимался литературными исследованиями, особенно его интересовали творчество Шекспира и Джойса, также сочинение музыки (симфонии, балет и опера), литературный перевод и журналистика. [URL: http://www.berdzhes.net.ru]

Наиболее известное произведение Бёрджесса — сатирическая антиутопия «Заводной апельсин». Этот роман имел большой успех и по его мотивам был снят фильм, премьера которого состоялась 19 декабря 1971 года. Он получил 4 номинации на премию «Оскар», включая за лучший фильм года, всего имеет 5 наград и 16 номинаций.

Повествование в данном романе ведётся от лица главного героя по имени Алекс (Alex) , мальчика-подростка (который большую часть времени говорит на надсате (англ. Nadsat) — вымышленном языке, представляющем собой смесь русского и английского языков, а также сленга Кокни) из простой рабочей семьи. Он — воплощение агрессии и бунтарства. Алекс является главарём молодёжной банды, которая занимается грабежом и разбоями.

В отличие от героев предыдущих произведений, Алекс не эстет, его приводят в восторг избиения, изнасилования, вид крови и сломанные кости жертв. Он поклоняется силе. Интересно то, что Алекс стимулирует свою агрессию прослушиванием музыки Бетховена, Моцарта и других классиков, многие произведения которых действительно энергичны, динамичны и звучат мощно. Такая музыка может вдохновлять на подвиг, а у Алекса она возбуждает агрессию.

Приведём пример: Алекс возвращается домой после очередного вечера, проведённого в компании участников его банды:

«Here was my bed and my stereo, pride of my life, and my discs in their cupboard…Lying on my bed listening the music, I was like netted and meshed in the orchestra. Oh, bliss, bliss and heaven. I lay all nude to the ceiling, eyes closed, mouth opened in bliss, listening … lovely sounds. Oh, it was gorgeousness and gorgeosity made flesh. The trombones crunched under my bed, the trumpets three-wise silver flamed. Oh, it was wonder of wonders. And then, a bird of like rarest spun heaven metal, or like silvery wine flowing in a spaceship, gravity all nonsense now, came the violin solo above all the other strings and those strings were like a cage of silk around my bed. I was in such bliss, my brothers.» [Burgess Anthony. A Clockwork Orange: [сайт]. URL:  http://webreading.ru/prose_/prose_contemporary/anthony-burgess-a-clockwork-orange-uk-version.html]. Алекс воспринимает и описывает прослушиваемый им фрагмент возвышенно. Он знает музыкальные инструменты, слышит и различает их звучание.

Здесь в свои права вступает отрицательный эффект музыки-антагониста. Описание вопиющих насильственных  сцен, которые возникают и происходят перед глазами этого мальчика, заставит любого читателя прийти в ужас:

«I knew such lovely pictures. There were ..young and starry, lying on the ground screaming for mercy, and I was grinding my boot in their faces. And there were girls ripped and crying against walls and indeed when the music, which was one movement only, rose to the top of its big highest tower, then, lying there on my bed with eyes tight shut… And so the lovely music glided to its glowing close. After that I had lovely Mozart, the Jupiter, and there were new pictures of different faces to be ground and splashed, and it was after this that I thought I would have just one last disc only before crossing the border, and I wanted something starry and strong and very firm, so it was J. S. Bach I had, the Brandenburg Concerto just for middle and lower strings». [URL:  http://webreading.ru/prose_/prose_contemporary/anthony-burgess-a-clockwork-orange-uk-version.html]

Но музыка помогает ему измениться – в тюрьме он соглашается на эксперимент, суть которого заключается в том, что под музыку Бетховена ему показывают сцены насилия и массовых убийств времён II Мировой Войны. Это очень сильно воздействует на заключённого и потрясает его до глубины души.  Та музыка, которая ранее доставляла удовольствие, теперь приносит только боль:

«It opened with German eagles and the Nazi flag with that like crooked cross that all boys at school love to draw, and then there were … German officers walking through streets that were all dust and bomb-holes and broken buildings. …Then there were ladies being dragged off screaming though not on the sound-track, my brothers, the only sound being music. …Then I noticed, in all my pain and sickness, what music it was that like crackled and boomed on the sound-track, and it was Ludwig van, the last movement of the Fifth Symphony: «Stop. It’s a sin, Using Ludwig van like that. He did no harm to anyone. Beethoven just wrote music.» «Music,» said Dr. Brodsky. «So you’re keen on music. I know nothing about it myself. It’s a useful emotional heightener». [URL:  http://webreading.ru/prose_/prose_contemporary/anthony-burgess-a-clockwork-orange-uk-version.html]

Алекс не желает  расставаться с музыкой. Он находит компромиссный вариант: : теперь он слушает короткие простые незаурядные романтические песни.

«The music I liked to slooshy in my own malenky den what I would have smecked at before, brothers. I was slooshying more like malenky romantic songs, what they call Lieder, just a goloss and a piano, very quiet and like yearny, different from when it had been all bolshy orchestras and me lying on the bed between the violins and the trombones and kettledrums». [URL:  http://webreading.ru/prose_/prose_contemporary/anthony-burgess-a-clockwork-orange-uk-version.html]

«But what was I going to do?» – это ключевой и финальный вопрос, который задаёт себе Алекс. Автор не даёт на него ответа, как и сам герой. Мы понимаем, что Алекс взрослеет в прямом и переносном смысле, то есть физически и нравственно. Он чувствует неудовлетворённость, он видит то, что некоторые его друзья имеют хорошую работу, стабильный заработок, любимых девушек.

Мы надеемся, что и наш герой встанет на верный путь, полностью отвергая насилие, и однажды Музыка опять вернётся к нему, но теперь она будет дарить наслаждение, вызывая положительные эмоции и благие мысли.

Итак, в этом произведении образ музыки, в отличие от проанализированных ранее образов, не статичен. Он отличается тем, что динамично развивается в данном романе вместе с главным героем: сначала мы видим образ музыки-антагониста, но к развязке сюжета данного произведения мы понимаем, что Музыка выбирает сторону добра и поддерживает отрицание и отвержение зла, ненависти, грубости и вульгаризма в жизни главного героя.

Таким образом, рассмотрев образ музыки в данных произведениях,  мы относим музыкально-художественный образ к индивидуальному типу. Кроме того,  музыкально-художественный образ заключает в себе такие основные черты любого художественного образа, такие как типизация, эмоциональность, это образы-мотивы.

В добавление к сказанному, важно подчеркнуть, что музыкальный-художественный образ не обладает конкретностью, он заключает в себе субъективность авторского намерения и предоставляет известный простор для субъективности читателя, для его творческого восприятия,  такой образ является мощным средством выражения идейного содержания произведений. Образ музыки в данных произведениях способствует проникновению читателя в художественный мир произведения и характеры его героев.

Во всех трёх проанализированных произведениях, Музыка играет в жизни главных героев огромную, судьбоносную роль спутника, друга, советчика, помощника.  Парадоксально то, что Музыка может стоять и на стороне зла, что мы наблюдали в первой части произведения «A Clockwork Orange», поддерживать насилие, вульгарность, антисоциальное поведение героев. И Музыка способна содействовать исправлению героя и помочь ему повзрослеть духовно.

Литература:

1.Борев Ю.Б. Эстетика. Учеб.для студентов ВУЗов. М.: Высш. шк., 2002.

2.Поспелов Г.Н. Учеб. для филол. спец. ун-тов. М.: Высш. шк., 2006.

3.Burgess Anthony. A Clockwork Orange: [сайт]. URL:  http://webreading.ru/prose_/prose_contemporary/anthony-burgess-a-clockwork-orange-uk-version.html Doctorow Edgar. Ragtime. [сайт]: URL: http://fb2lib.net.ru/book/166985

4.Maclaverty Bernard. Grace Notes. – UK: Vintage, 1998.

5.URL:http://ru.wikipedia.org/wiki/Художественный_образ

6.URL: http://www.bernardmaclaverty.com

7.URL:http://www.themanbookerprize.com/

8.URL: httpHYPERLINK «http://www.berdzhes.net.ru/»://HYPERLINK «http://www.berdzhes.net.ru/»wwwHYPERLINK «http://www.berdzhes.net.ru/».HYPERLINK «http://www.berdzhes.net.ru/»berdzhesHYPERLINK «http://www.berdzhes.net.ru/».HYPERLINK «http://www.berdzhes.net.ru/»netHYPERLINK «http://www.berdzhes.net.ru/».HYPERLINK «http://www.berdzhes.net.ru/»ru

Добавить комментарий