Произведения Роальда Даля на занятиях по литературному чтению студентов II курса направления зарубежная филология. Н.А.Янькова, к.фил.н., кафедра АЯЗ БГУ

Я пишу только о том,

что захватывает дух или смешит.

 Дети знают, что я на их стороне.

(Р. Даль)

В 2005 году, когда купить хорошую книгу-оригинал на английском языке в Улан-Удэ представляло значительную проблему (впрочем, и сейчас ситуация не сильно изменилась), я обратилась к своим шотландским друзьям с просьбой прислать мне что-нибудь интересное почитать. Одной из книг, был сборник, на тот момент неизвестного мне (простите мне мою неосведомленность) писателя, Роальда Даля «The Great Automatic Grammatizator and Other Stories» [Dahl, 2001]. Прочитав буквально пару рассказов, я поняла, что просто обязана познакомить своих студентов с творчеством этого автора. Активно использовавшиеся нами в тот момент учебники по домашнему чтению под редакцией Л.С. Головчинской уже изрядно поистрепались и отчасти потеряли свою актуальность, хотелось чего-то нового, свежего и непременно захватывающего. Поэтому,  когда встал вопрос о выпуске нового пособия по домашнему чтению, сомнений не было – я выбираю исключительно Роальда Даля – английского писателя норвежского происхождения, автор романов, сказок и новелл, настоящего мастера парадоксального рассказа.

В учебно-методическое пособие по домашнему чтению «EnjoyReading. Shortstoriesofthemodernwriters», изданное мною в соавторстве с Ириной Александровной Дроновой в 2008 году в издательстве Бурятского государственного университета, вошли короткие рассказы “The Landlady”, “The Umbrella Man”, “The Man from the South”, “The Way up to Heaven” и “Mrs. Bixby and the Colonel’s Coat”. Все эти произведения, прежде всего, увлекательно уже даже просто прочитать, но как показывает практика, их обсуждение вызывает не меньший интерес. «Какая она проза Роальда Даля? А как классический типаж женщины-вамп. Обольстительная, красивая, сводящая с ума, дурманящая, и беспощадная. Редкий писатель умеет рассказать о смерти и страданиях так, что хочется улыбаться во все 32 зуба» (http://happybookyear.ru/26-roald-dal-u-kogo-chto-bolit/). Даль мастер абсурдных ситуаций. И в то же время, каждая из них выглядит настолько само собой разумеющейся – что усомниться в их ирреальности трудно.

Рассказы Роальда Даля просто необходимо читать каждому, кто любит перченый черный юмор. А впрочем, читать их желательно и не только специфическим любителям, ибо это стопроцентно высококачественная литература.  Хорош каждый рассказ, так что останавливаться на каждом нет смысла. Надо просто читать. Тем более, что Даль всегда полагавший, что рассказ должен быть коротким и интересным, своему мнению верен до последнего знака препинания.

Многие рассказы интересны нашим студентам еще и потому, что они экранизированы в известные мультипликационные и художественные фильмы:

- «Русская рапсодия» и «Падающий кролик» – мультфильмы студии Warner Brothers, в которых появляются герои рассказа Р. Даля «Гремлины».

- «Вилли Вонка и шоколадная фабрика» – фильм 1971 года (США), режиссер – Мел Стюарт.

- Ведьмы» – фильм 1990 года (США). Режиссер – Николас Роуг.

Четыре комнаты» – фильм 1995 года (США). Режиссеры – Элисон АндерсАлександр РокуэллРоберт РодригесКвентин Тарантино. В основу одного из сюжетов положен рассказ Даля «Пари».

- «Матильда» – фильм 1996 года (США). Режиссер – Дэнни ДеВито.

Джеймс и гигантский персик» – мультфильм 1996 года (США). Режиссер – Генри Селик.

Чарли и шоколадная фабрика»  – фильм 2005 года (США). Режиссер – Тим Бёртон.

Бесподобный мистер Фокс» – кукольный мультфильм 2009 года (США, Великобритания). Режиссер – Уэс Андерсон.  (http://ru.wikipedia.org/wiki/Даль,_Роальд)

Произведения Роальда Даля в значительной степени непредсказуемы. Основным стилистическим приёмом большинства из них является один из принципов выдвижения – эффект обманутого ожидания. Автор намеренно прибегает к его использованию. Ведь наше восприятии действительности  основывается   на   механизме   упреждающего   синтеза.   Этот  механизм позволяет нам предугадывать последующие события и основан на нашем физиологическом, лингво-психологическом  опыте. Когда же  слышим или читаем  другое,  не то, что думали,  и проявляется  эффект  обманутого ожидания.

В процессе восприятия произведений Роальда Даля у читателя создается определенная картина происходящего и он настраивается на какое-то конкретное завершение текста.  Однако он  будет непременно потрясен маневром автора, который тот совершает в конце рассказа, переворачивая наше представление о главных героях и их образах. В результате, меняется психологическое восприятие текста читателем. Это может происходить в любых частя текста, однако неожиданный конец текста, то есть ошибочная проспекция, встречается в рассказах Даля особенно часто и производит сильный эмоциональный эффект на читателя.

В 2003 году был составлен список «200 лучших книг по версии BBC», включивший в себя 9 книг Роальда Даля:«Джеймс и Чудо-Персик», «Чарли и шоколадная фабрика», «Изумительный мистер Лис», «Дэнни — чемпион мира», «Семейство Твит», «Лечение Джорджа Марвелуса», «БДВ, или Большой и Добрый Великан», «Ведьмы», «Матильда». В 2008 году The Times включил Роальда Даля шестнадцатым в список «50 лучших британских писателей, начиная с 1945 года».

Список использованной литературы:

  1. Даль, Р. [Электронный ресурс] URL. : http://ru.wikipedia.org/wiki/Даль,_Роальд
  2. Оплачко, И.А., Янькова, Н.А. Enjoyreading. Shortstoriesofthemodernwriters [ Текст] / И.А. Оплачко, Н.А. Янькова. – Учебно-методическое пособие. – Улан-Удэ : Издательство Бурятского госуниверситета, 2008. – 104с.
  3. 365 Дней Книжного Червя [Электронный ресурс] URL. : http://happybookyear.ru/26-roald-dal-u-kogo-chto-bolit/
  4. Dahl, R. The Great Automatic Grammatizator and Other Stories [Text] / R. Dahl. – Puffin Books, 2001. – 264p.

Добавить комментарий